Анемия, рак – что еще должен учесть гинеколог
Не только пациенты, но и многие врачи (в том числе руководящего состава) считают, что зона ответственности акушера-гинеколога — «от пупка до лобка». Фактически доктор низведен до «назначателя свечей». На самом деле, если гинеколог задает вам вопросы об экстрагенитальных (не связанных непосредственно с половыми органами) заболеваниях или назначает анализы, на первый взгляд не имеющие отношения к вашим жалобам, отнеситесь к этому серьезно. Не бывает болезни одного органа, страдает весь организм – и многовековая история медицины тому подтверждение.
Наука о крови
Вы ведь уже много знаете о распространенности железодефицитной анемии? Это заболевание как раз очень часто связывают с гинекологическими проблемами (то есть с обильными месячными). Даже не врачу связь очевидна. Но иногда все не так, как кажется.
В 1934 году Джордж Майнот и двое его коллег получили Нобелевскую премию за то, что кормили своих пациентов смесью из куриной печени, непрожаренного мясного фарша, сырого свиного желудка и желудочного сока, взятого у одного из студентов. Именно так они доказали, что злокачественное малокровие (пернициозная анемия) лечится не препаратами железа, а витамином В12.
Однако и их успех оказался не абсолютным. Массовые случаи злокачественной анемии в Бомбее не поддавались терапии ни железом, ни витамином В12, но быстро купировались при включении в рацион больных белковой пасты из пивных дрожжей. Оказалось, что ключевое вещество пасты – фолиевая кислота. Воодушевленные успешным восстановлением нормального кроветворения у анемичных пациентов, врачи-исследователи решили применить фолиевую кислоту в лечении детей, больных лейкемией. Однако препараты не просто не помогли – они подстегивали развитие болезни и ускоряли смерть детей. Так появились антифолаты, которые позволили продлять жизнь мальчикам и девочкам с злокачественным заболеванием крови больше чем на 6 месяцев.
Фолаты и антифолаты
Вы ещё не поняли, где здесь гинекология? Давайте посмотрим, что делает фолиевая кислота. Она – необходимый компонент синтеза ДНК. Этот витамин контролирует клеточное деление, и его роль резко возрастает тогда, когда клетки делятся с огромной скоростью как, например, при лейкозе.
Поняв это, ученые применили препарат, который блокирует работу фолиевой кислоты, для лечения уже другой злокачественной опухоли – хорионкарциномы. Это сработало. Бесконтрольный и агрессивный рост тканей плаценты был остановлен, и хорионкарцинома стала одним из немногих онкологических заболеваний, которые полностью излечиваются.
Однако медицинская история на этом не заканчивается. Победив хорионкарциному, в 60-х годах прошлого столетия ученые задумались о том, что на ранних сроках беременности эмбрион – это комок клеток, которые делятся с бешеной скоростью. Так почему же не применить антифолат для медикаментозного аборта? А вот эта концепция оказалась провальной. Здоровая ткань ответила не так, как поврежденная. В некоторых случаях беременности действительно прерывались, а в некоторых – нет, и рождались дети с пороками развития.
Вот таким сложным и запутанным путем в современном медицинском мире пришли к выводу об обязательной необходимости добавок фолиевой кислоты для женщин, которые планируют беременность.
Привычное невынашивание
При правильном питании мы должны получать фолиевую кислоту (которая страхует всех от анемии) из зеленых листовых овощей, цитрусовых, бобовых. В США производители муки, хлеба, макаронных изделий, риса обязаны добавлять к своим продуктам фолиевую кислоту. И даже при таких строгостях 23% населения в Шататх страдают от дефицита фолиевой кислоты.
В России нет национальной программы «фолатизации» населения. А многие акушеры-гинекологи не информируют будущих мам о важности начала приема фолатов, как минимум за 2 месяца до зачатия. Поэтому ситуация, по сравнению с США, более плачевная.
Недостаток фолиевой кислоты может быть причиной самопроизвольных прерываний беременности. Иногда женщины лечатся годами, речь идет о «привычном невынашивании», они сдают гекалитры анализов для выявления каких-то скрытых мифических инфекций – а все решается очень просто.
Однако не нужно, дочитав эту статью, бежать в аптеку за таблетками. Вся вышеописанная медицинская история говорит о том, что назначать и контролировать прием фолатов должен акушер-гинеколог. Эта «витаминка» обладает как защитным, так и канцерогенным эффектом.
В наше время в цивилизованном медицинском мире рекомендации о приеме универсальных добавок с фолиевой кислотой для женщин репродуктивного возраста – бесспорны: польза перевешивает вред. Однако в следующем десятилетии, на фоне продолжающейся генетической революции, речь будет идти об индивидуально подобранных препаратах и даже о трансплацентарной доставке фолатов к плоду с использованием нанотехнологий. Ведь то, что полезно для плода, может быть вредно для мамы. И, соответственно, наоборот.