В Томске разработали искусственный интеллект для изучения результатов анализов

В Томске создали искусственный интеллект, который изучает анализы крови и доступным языком разъясняет пациентам их результаты.

Разработка уже прошла испытания, и врачи-эксперты согласились почти со всеми выводами своего электронного «коллеги».
Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале BMC Medical Informatics and Decision Making Георгием Копаницей из Томского государственного политехнического университета и Ильёй Семёновым из компании Medlinx LLC.
Как сообщают авторы в своей публикации, сегодня 28% россиян обращаются в лаборатории за медицинскими анализами, не имея при этом назначения от своего лечащего врача. Однако обычные граждане, не имея соответствующего образования, не могут правильно интерпретировать результаты. Цифры, графики и незнакомые слова выглядят для них сущей тарабарщиной. Разумеется, есть отличный выход: обратиться к специалисту. Но и врач, которому на приём каждого пациента отведены считанные минуты, не всегда может подробно и понятно объяснить пациенту, что могут означать результаты его анализов.
Авторы решили заполнить этот пробел, создав систему искусственного интеллекта, которая будет заниматься интерпретацией таких результатов. Сразу оговоримся, что, в отличие от большинства «электронных мыслителей», попадающих в заголовки новостей, детище российских разработчиков не является нейронной сетью. Оно не имитирует работу мозга и не способно к самообучению. Этот «консультант» относится совсем к другой разновидности искусственного интеллекта. Это экспертная система, основанная на базе знаний.
Процесс её построения выглядит в общих чертах так. Разработчики берут нескольких специалистов в нужной области (в данном случае диагностике заболеваний) и долго и дотошно выспрашивают у них, как они интерпретируют тот или иной результат. Существуют специальные методики таких опросов, чтобы извлечённая информация была максимально полной и при этом хорошо структурированной.
В простейшем случае ответ эксперта выглядит так: «Если я вижу А, то понимаю, что Б». Тогда разработчики могут записать в коде программы: «Если А, то Б». Это называется правилом вывода. В реальности эксперт, конечно же, не столь прямолинеен и учитывает много факторов и нюансов, так что правила вывода представляют собой сложные и разветвлённые структуры. К слову, Компаница и Семёнов предусмотрели в своей программе интерфейс, позволяющий дополнять и менять эти правила.
Для пациента создан другой интерфейс. Нажав на кнопку «Сформировать отчёт», он получает изложение результатов анализов на доступном ему языке.
Вот пример из интерпретации анализа крови самого Семёнова: «По результатам анализов у Вас выявлено <…> уменьшение уровня тромбоцитов в крови. Уменьшение уровня тромбоцитов в крови может встречаться при различных патологических состояниях (кровотечениях) и заболеваниях, в том числе <…> многих вирусных инфекциях, некоторых заболеваниях крови, при циррозах печени. Для уточнения причин <…> Вам показана консультация терапевта или гематолога».
Создатели испытали своё детище на 120 пациентах. В выборку входили 56 мужчин и 64 женщины, средний возраст которых составлял 41 и 42 года, соответственно. Опираясь на результаты различных анализов, система сформировала тысячу отчётов.
Результаты её работы проверили два независимых эксперта по патологии. В итоге только семь заключений из тысячи были признаны ошибочными, причём в оценке двух случаев специалисты разошлись между собой.
Интересовала разработчиков и реакция пациентов. Большая часть добровольцев ответила, что результаты анализов изложены понятным языком, а система выглядит полезной, и выразили желание использовать её в будущем. (При этом из 120 испытуемых 40 имели высшее образование, 64 среднее и 16 образование ниже среднего).
Правда, авторам неизвестно, сколько испытуемых в результате отправились к рекомендованному врачу. И, разумеется, следует подчеркнуть, что система, несмотря на все достижения, не предназначена для самолечения. Она лишь подсказывает волнующемуся за своё здоровье пациенту, к какому врачу стоит обратиться с полученным результатом. Стоит ли напоминать, что ставить окончательный диагноз и назначать терапию имеет право только специалист.